«А не спеть ли мне песню о любви?» (с)

Этот пост частично является повторением того, что я уже давненько (аж в 2009 году) писала в ЖЖ. Но с тех пор прошло много времени, у меня существенно изменился круг общения, и мне снова для одной задумки понадобился ответ на этот вопрос. Так как суть моего «запроса» не сильно изменилась, публикую выдержки из того поста без каких-либо изменений. И очень жду ваших ответов. 

==============================================================

Одно из самых «любимых» моих литературных разочарований — «Алые паруса» А.Грина. О существовании этой книжки я узнала, кажется, в пионерском лагере, слышала кучу восторженных отзывов, но все как-то не удосуживалась ее прочесть. Потом образ алых парусов как символа «величайшей любви и вечного счастья» (формулировка моя, пафосно, да, но, мне кажется, точно описывает восприятие образа в массовой культуре, а что, разве сами не помните «Ребята, надо верить в чудеса, когда-нибудь весенним утром ранним над океаном алые взметнутся паруса и скрипка запоет над океаном»?) преследовал меня несколько лет до тех пор, пока я-таки не взяла с полки книжку и не начала читать. В общем, мой интерес к книге на тот момент был настолько значительным, что я ждала приезда Грея чуть ли не больше, чем сама Ассоль. Я ждала, жадно перелистывая страницы, что вот еще чуть-чуть, еще вот-вот, и Грей приедет, и начнется-таки увлекательное повествование.

И что? Грей приехал, книжка кончилась, и у меня осталось на всю жизнь чувство жуткой обиды, жесточайшего разочарования и непонимания «а это вообще о чем и зачем написано? и самое главное — от чего все так прутся?»

Как можно догадаться, это чувство сохранилось во мне до сих пор, хотя несколько лет назад я честно пыталась перечитать книгу. Восприятие не сильно изменилось по сравнению с детским. А всё почему? Да потому что мне ужасно интересны не фантазии, а реальные отношения людей.

Обсуждая вчера с любимым мужем эту тему — продолжение сказок — мы плавно перешли к обсуждению нашей любимой темы, а именно наших претензий (да-да!) к уровню и качеству изображения любви и гендерных отношений в классической и не совсем классической литературе и кинаматографе. Да, опять пафосно, но пафос этот тоже обоснован.

Попробую обосновать. В нашей мировой культуре существует образ любви как высшего счастья, высшего достижения человечества, причем чем больше глупостей, безрассудства и отключения разума демонстрирует любящий субъект и чем больше он страдает при этом, тем «выше» и «настоящее» его чувства, и тем больше они достойны описания и воспевания. С Дульсинеей Тобосской, а равно и безымянной «актрисой», что получила миллион алых роз их «любящие» даже не были знакомы. И это — прекрасно?!!! Сколько лет прошло с тех пор, как умер Сервантес, но дело его живет!

Ну так вот… В общем и целом вся любовь в описаниях величайших мастеров словесного искусства у нас сводится к эротическим страданиям жажды нового тела
а) знакомству «средь шумного зала, случайно…»
б) установлению личности прекрасной незнакомки и началу страданий от неутолимого желания увидеть ее еще раз и готовности жизнь отдать за это
в) представлению друг другу главных действующих лиц, потом возможна переписка или какое-то иное общение
г) попыткам главного героя влюбить в себя главную героиню: «и ты поймешь: я то, что надо!» (с), тут на помощь некоторым приходит майор Звягин и прочие сочувствующие…
д) и — наконец — счастливому концу! герои женятся или банально трахаются, вариация в современном искусстве, и после этого живут долго и счастливо. ВСЁ! ФИНИТА ЛЯ КОМЕДИЯ! ЛЮБОВЬ НА ЭТОМ КОНЧАЕТСЯ!

В некоторых случаях к любви добавляется трагедия, когда один из главных героев (или оба) умирает или уезжает навсегда в дальние страны или девушку пытаются выдать замуж за другого , еще что-нибудь страшное происходит, что мешает счастью главных героев, и от этого их любовь еще более возвышенна и достойна воспевания.

В общем… ради чего все собственно написано… Вчера мы с дражайшим супругом сформулировали окончательно и бесповоротно, что любовь в том виде, в котором она представлена в массе своей в нашей культуре (сначала хотела написать «массовой» культуре, но потом подумала, что классическую литературу у нас вроде к массовой не принято относить) нас категорически не устраивает и не интересует. Вот если честно, даже обидно, ибо с позиций этой самой идеальной любви наша любовь и любовью даже назвать нельзя. Да, мне не раз приходилось слышать от экзальтированных дамочек в свой адрес на разных форумах: «Если ты знаешь, ЗА ЧТО ты человека любишь, то это и не любовь вовсе», но не в моих силах объяснить им, что аналитическая функция моего мозга неотключаема по определению, и я всегда помимо своей воли ищу ответы на вопросы «зачем? почему?», и человеческие отношения, и свои эмоции при этом исключением не являются, ну да ладно…

В общем, дорогие мои, — тут барабанная дробь и переход к самому главному — расскажите мне о книгах, которые я не читала, и о фильмах, которые я не смотрела, где описан (показан) опыт становления нормальных человеческих отношений, любви «после того, как…».

Когда проходит прелесть новизны, когда угасает радость узнавания партнера, когда видишь любимого (любимую) в самых разных ситуациях и в самых разных видах, когда знаешь, как он(а) отреагирует на то или это… В общем, вы же у меня в большинстве своем люди с опытом отношений и знаете, как это бывает на самом деле. А в литературе? Всё сводится к унылому говну описанию того, как любовная лодка разбилась о быт и географ Служкин идет в школу и встречает там свою квази-Лолиту? А как же тогда «они жили долго и счастливо»? Из чего складывается это «долго и счастливо»? Где оно показано? Где это все? Где частный капитал? Где первое общество взаимного кредита? Где, спрашиваю я вас, второе общество взаимного кредита? Где товарищество на вере? Где акционерные компании со смешанным капиталом? Где это все? Безобразие! (с)

Как-то вот так… Мы вчера честно пытались вспомнить, где описывается или показывается позитивный опыт развития зрелых отношений, излагаются какие-то методологические основы построения эффективных межличностных отношений, и ничего кроме нашего любимого старого доброго дедушки Хайнлайна вспомнить не могли. Может, вы меня утешите и всё не так уж плохо с любовью в нашей культуре?