Регистрация ИП

P601Сегодня очередной ответ из серии «Бесплатная юридическая консультация для малого бизнеса».

Опишите, пожалуйста, поэтапно, как выглядит процесс регистрации ИП. То есть от самого начала до решения всех вопросов с налоговой, создания расчетного счета и начала работы в виде ИП. В течение какого срока подается уведомление в налоговую и фонды об открытии расчетного счета ИП?

Расписывать детально, какие формы нужны и как их заполнять, мне не очень хочется, потому что таких советов в интернете сейчас очень много, равно как и ресурсов, на которых можно бесплатно воспользоваться услугами по подготовке документов для регистрации.

Я советую воспользоваться одним из электронных сервисов подготовки документов, так как в этом случае сведена к минимуму вероятность ошибки, которая хоть и незначительна по сути, может служить основанием для отказа в регистрации. До 2013 года очень многие моменты, связанные с заполнением форм, были не столь существенны, так как не были жестко формализованы требования к заполнению, и — самое главное — несоблюдение формальных требований сотрудники регистрирующих органов часто «пропускали» и осуществляли регистрационные действия даже при наличии небольших недочетов. Сейчас же, например, в заявлении нужно в адресе для указания улицы писать «УЛ», а вот слово «ДОМ» — полностью. И таких мелочей предостаточно. Когда я первый раз готовила документы по новым требованиям, я, кажется, целый день сидела, сверяла каждый шаг с инструкцией по заполнению (ведь автоматизированных сервисов тогда еще не было, а требования были).

Сейчас сотрудники налоговой, регистрирующей юридические лица и предпринимателей, вручную не работают с системой, всё переведено исключительно в машиночитаемый формат, поэтому малейшее несоблюдение требований может стать основанием для отказа в регистрации. А это не только увеличение сроков, но и потеря государственной пошлины, потому что при повторной подаче документов (после устранения ошибок) государственную пошлину нужно платить заново.

Итак, надеюсь, вы прониклись пониманием серьезности момента? Переходим к обзору сервисов.

Во-первых, сервис подготовки документов для регистрации ИП в системе «Моё Дело». Удобно, быстро, просто, качественно. Про ошибки не слышала. Заодно можете потом и бухгалтерию подключить, если понравится.

Следующий сервис, который я «люблю, ценю и уважаю» — Regberry. Не имея никакой заинтересованности в продвижении этого сайта, всячески рекомендую его. Там не только документы подготовить можно, там еще куча всякой информации и про ИП, и про ООО,  и про налоги.

Ещё один сервис, который можете посмотреть, «Контур.Эльба». Там тоже можно всё сделать самостоятельно, быстро, под  чутким руководством и контролем системы. Ну и бухгалтерию для будущего ИП прикупить тоже. У них кстати постоянно какие-то акции проводятся: помню, была самая шикарная акция — 1 год бесплатного предоставления сервиса для  ведения и сдачи отчетности для вновь зарегистрированных предпринимателей. Сейчас этой акции на сайте не нашла, зато вообще всем желающим предоставляют тест-драйв на три месяца (я себе оформила, если что…)

Вышеуказанные сервисы хороши тем, что они и документы вам подготовят, и укажут налоговый орган, куда документы нужно подать. Обращаю ваше внимание, что во многих регионах функции государственной регистрации юридических лиц и ИП выполняются одной налоговой инспекцией на весь регион централизованно. Первой эту практику внедрила столица — в Москве этим занимается  межрайонная инспекция № 46, постепенно эта тенденция распространяется по всей России. Так, у нас в Пермском крае с начала 2014 года работает МРИ № 17, которая тоже выполняет эту функцию. Насколько я знаю, еще не во всех регионах реализовано разделение чисто «налоговых» инспекций и «регистрационных», но постепенно вся ФНС к этому идет. Так что я рекомендую вам обязательно уточнить, в какую инспекцию нужно подавать документы.

В дополнение к сказанному хочу отметить, что у нас в Пермском крае документы в налоговую можно подать через нотариуса. Это будет чуть дороже, но зато гарантированно без личной явки, что мне, например, очень удобно: до вышеупомянутой МРИ № 17 от моего дома ехать не менее часа в один конец, а нотариус в соседнем доме.

Также документы для регистрации с некоторых пор можно подать напрямую через сайт налоговой службы, посмотрите, пожалуйста, вот эту ссылку, я лично сама этим сервисом не пользовалась, но судя по тому, как они его описывают, всё должно пройти замечательно. Буду рада, если Вы попробуете сделать это напрямую и поделитесь опытом.

После регистрации, имея на руках свидетельство ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя) — документ о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство ИНН (оно должно быть у Вас уже давно, от статуса ИП оно никак не меняется), выписку из ЕГРИП (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) и паспорт, отправляетесь в выбранный Вами банк. Там в зависимости от степени автоматизации либо сами вручную заполняете анкету и договор, либо Вам уже выдают на подпись договор с Вашими данными. Также сотрудник банка оформляет и заверяет карточку с образцами Вашей подписи. А после открытия счета Вам выдают ключ электронной цифровой подписи (в большинстве случаев РУ-токен), а также данные для дистанционного доступа к счету. Сейчас у банков хорошей практикой стало открывать клиенту счет в день обращения (или в худшем случае реквизиты выдают в день обращения, а операции по счету доступны со следующего дня).

По поводу уведомления налоговой и ПФР об открытии счета: сейчас обязанности по уведомлению у нас нет, банки передают сведения в налоговую и пенсионный фонд напрямую