Как уехать далеко, не уезжая далеко?

Я отношусь к той редкой категории граждан России, которые неоднократно выезжали за пределы нашего государства по работе, и в то же время ни разу — на отдых. И вроде бы финансы позволяют, и загранпаспорт в наличии, но так получается, что при планировании отпуска вопрос о зарубежном отдыхе даже не поднимается. Ведь так много хочется повидать в родной стране. Среди знакомых я в этом плане почти уникум.

В последнее время количество отдыхающих в России немного увеличивается, год от года становится популярнее водный туризм, возникают фирмы, организующие сплавы, предоставляющие катамараны, палатки, рюкзаки и спальники. Но этим, пожалуй, все и ограничивается. Ну, если не считать представителей «секты» дачников, у которых вся жизнь с апреля по октябрь вертится вокруг триады «дом-работа-дача». 

А в нашей семье все по-другому. Мы не ходим на сплавы, мы не ездим на дачу — мы бороздим просторы родной страны на автомобиле «УАЗ- Patriot».

Все началось в 2011 году, когда нам стало скучно выезжать на природу в одно и то же место. На тот момент у нас был легковой автомобиль Toyota, мы пытались расширить географию поездок, но достаточно быстро поняли, что наши возможности по перемещению в условиях «не дорог, а направлений», весьма ограничены. И мы решили приобрести второй автомобиль, специально для путешествий. Оценив финансовые возможности, мы немного приуныли, но, тем не менее, вскоре наш автопарк пополнился. У нас появился «УАЗ-Фермер», ласково названный «голубым вагоном».

«Голубой вагон» бегал и качался, и с ним началась новая жизнь. Именно в тот момент в нашем семейном лексиконе появилось слово «пузотерка» (надеюсь, вы поняли, какие транспортные средства подпадают под это определение?) Мы стали придумывать новые маршруты, и очень скоро поняли, что при всех достоинствах «уазика», мы до сих пор не можем себе позволить выехать туда, куда хочется. Например, на Байкал. Наша машинка была хороша в условиях бездорожья, но на трассе хотелось комфорта.

Долго ли коротко ли, «голубой вагон» приобрел новых хозяев, которые только начинали жизнь, аналогичную нашей, а у нас появился новый «железный конь» из семейства УАЗов, тот самый Patriot.

Тут нужно сделать лирическое отступление и рассказать о типичной ошибке начинающих любителей бездорожья. Купив первый в своей жизни «бездорожник» в базовой комплектации, они пребывают в святой уверенности, что теперь им доступны любые дороги, и… обычно заседают в первой же глубокой луже. Увы и ах, как бы мы ни хвалили свои машинки, для серьезных поездок требуется серьезная подготовка автомобиля, и если вы уже решили влиться в компанию наших единомышленников, вам придется серьезно изучить этот вопрос. И подготовить автомобиль. Не буду подробно писать о подготовке внедорожника, так как в технических вопросах я не специалист (этим занимается любимый мужчина), но считаю нужным предупредить. Мы в этом году в одной из поездок после дождя вытаскивали из луж несчастных обладателей «Патриотов» дважды. Чтобы быть до конца откровенной, признаюсь, что и нас в один из первых выездов на «голубом вагоне» вытаскивали более подготовленные «коллеги».

А сейчас давайте перейду к самому интересному — непосредственно нашим путешествиям.

Мы не любим концепцию организованного туризма. При всем уважении к туристическим фирмам, мы любим планировать поездки сами. Это намного интереснее, к тому же отсутствие договорных отношений (и согласованной заранее программы) дает возможность менять планы буквально на ходу, когда что-то пошло не так или по ходу маршрута появились новые идеи. Очень показателен случай из нашей последней поездки.

В августе 2014 года мы запланировали выезд на север Пермского края: город Красновишерск и расположенные в его окрестностях горы Полюд и Ветлан. Мы посчитали, что август — лучшее время для поездки в этом направлении, так как уже не жарко, и это дает возможность комфортного пешего похода с рюкзаками. Но погода — непредсказуемая уральская погода — нарушила все наши планы. У нас в этом году практически не было лета, в июле в отдельные ночи температура воздуха падала до +5 градусов. А вот в августе, именно тогда, когда мы отправились в путешествие, установилась жара. Отдельно нужно отметить, что в жару на севере активизируется такая напасть как мошка.

И вот представьте себе: нам нужно идти в гору (общая протяженность пешего маршрута — 7 км в одну сторону), а нам «подарили» зной и мошку. Сходив на вершину Ветлана, мы приняли решение этим и ограничиться, а жару использовать по назначению: вернувшись ближе к Перми, мы отправились на берег Камы, где и устроили более подходящий в такую погоду пляжный отдых. Нужно ли говорить, что при «организованном» туризме туроператору нужно было бы выполнять свои обязательства, несмотря на жару, а бедным несчастным туристам, измученным жарой и мошкой, пришлось бы «пилить» в гору, потому что «уплочено». И какие впечатления остались бы при таком походе, особенно если клиент — новичок в походной жизни? Да его потом даже в бесплатный поход калачом не заманишь!

Я часто выкладываю в социальные сети фотографии из наших поездок. Иногда, чтобы «пощекотать нервы» незнающим людям, там появляются фото машины, застрявшей в грязи. При этом «знающие люди» иногда упрекают нас в том, что мы не используем всех возможностей машины, и есть такие дороги, на которых нам обязательно нужно протестировать авто — проедем или не проедем. Вообще, это отличительная черта фанатов бездорожья. Они выискивают заведомо непроходимую дорогу, и снаряжают экспедицию, чтобы пройти ее. При этом ломают машины, чинятся по ходу экспедиции, снова пытаются пройти преграду. Это видимо особый кайф преодоления, спорт и адреналин. Лично мне этот кайф недоступен, но я часто вижу азарт в глазах мужа («Интересно, а эту лужу проедем?»), хотя, в общем и целом, мы не рассматриваем бездорожье как самоцель.

Для меня более всего ценно пребывание на природе. Мне безумно нравится, просыпаясь утром, варить кофе на берегу реки и завтракать, глядя вдаль… Мне безумно нравится останавливаться в красивых местах, наслаждаться пейзажами или просто лежать на траве и смотреть в небо. Муж много и хорошо (на мой взгляд) фотографирует, я же просто наслаждаюсь пребыванием в красивых местах.

Нам часто задают вопросы о лесном быте и т.п. Большинство людей до сих пор имеют представления о походной жизни, полученные из своего советского неустроенного детства. А когда я начинаю рассказывать, что все давно уже не так, искренне удивляются.

Рассказ о быте начну с самого главного — дома. Да-да, именно так мы называем большую палатку, которую мы используем преимущественно летом, когда встаем на отдых, например, на берегу реки на длинный пляжный отдых. Эта палатка в человеческий рост, там у нас непосредственно спальня и «прихожая» (по совместительству офис, кладовая, комната отдыха и кухня — в дождливые дни).

Такая палатка не очень удобна в пешем походе, так как она тяжелая, и ставить ее долго. Поэтому для путешествий с элементами пешего туризма, а также в поездках, где каждая следующая ночевка на новом месте, мы используем маленькую палатку.

Отдельный вопрос с кострами. Большинство далеких от туризма людей считает, что основным способом приготовления пищи в походе является костер. Ну, вот так было у них в детстве… Лично у нас костер давным-давно используется только для эстетического наслаждения, ну и для обогрева. Мясо на решетке мы тоже, конечно, жарим, но преимущественно на мангале, как среднестатистические сограждане выезжающие «на шашлыки». Их это почему-то удивляет… Но суп или чай на костре, почерневшие от копоти котлы — это уже вчерашний день. Мы давно готовим на газу, «как в лучших домах Европы».

Самым «чудом из чудес» у нас традиционно признается электрогенератор. Мы всегда имеем источник электричества, заряжаем телефоны и ноутбуки, фотоаппараты и навигаторы.

Еще один из вопросов, который нам часто задают, где мы находим столько времени на поездки и как решаем вопрос с отпусками. Ответ на него очень прост: наша работа не является «работой» в классическом смысле этого слова. Мы не являемся офисными сотрудниками, и это позволяет нам свободно планировать поездки. Мы частенько встаем на ночевку в том месте, где есть мобильный интернет, особенно при необходимости сделать срочную работу. Наши основные рабочие приспособления — компьютер и голова, а они у нас всегда с собой.

Тут нужно сказать, что философия путешествий серьезно повлияла на наш образ жизни и стиль работы. То есть, не мы стали путешествовать, потому что работа позволяет, а работа строится и ищется таким образом, чтобы оставалась возможность путешествовать. В этом году мне поступило очень интересное предложение о работе по найму. Несмотря на позиционирование себя как предпринимателя, я всегда рассматриваю варианты получения большего дохода, и иногда меня рекомендуют… Так вот, как раз такой случай: мне поступило предложение возглавить юридическую службу в крупной компании, и доход указывался такой, какой у меня «на вольных хлебах» не каждый месяц случается. Я задумалась, посоветовалась с мужем, и после разговора с ним решение было принято однозначно: «Какая такая работа? Мы же столько запланировали на лето!!!»

А знаете, зачем я пишу эту статью? Вот если совсем честно… Показать вам красоты природы и смотивировать на путешествия по родному краю? Хм… Ну да, в общем и целом. Но личный интерес всегда важнее, чем желание мотивировать читателя, так ведь? Я хочу, чтобы вокруг нас сформировалась компания единомышленников. Каждый раз, когда мы собираемся в путешествие, я размещаю у себя на сайте анонс поездки, и даю ссылки на него в социальных сетях. И каждый раз мои знакомые комментируют «Ах, как здорово!», «Ах, хочу!», «Я бы…, но…», «Возьмите нас…», и в итоге мы в очередной раз уезжаем своей семьей. Хотя, когда мы ездим без дочери вдвоем с мужем, у нас в машине всегда есть (с условием комфортного размещения) два места, и мы всегда готовы взять попутчиков (хотя бы для того, чтобы снизить расходы на бензин). Люди читают, комментируют, задают вопросы, выражают восхищение, а сами опять едут куда-нибудь в Турцию или Египет.

Так вот… Если мой рассказ показался вам интересным, если вы отдыхаете так же или просто хотите приобщиться к нашему образу жизни, пишите нам. Вне зависимости от того, есть ли у вас машина для бездорожья или нет, мы можем подружиться и приятно провести время. Дороги ждут. В планах на 2015 год у нас снова Таганай, а потом, может быть,  Кваркуш и Маньпупунер.  Присоединяйтесь!

 

статья написана для журнала «Жить интересно»